Быть фотолюбителем вчера, сегодня, завтра. Об потерянном искусстве любить фотографию
Почему быть фотолюбителем вдруг стало не круто, а быть профессиональным фотографом круто? А кто такой фотопозер? Что у нас вообще осталось от любви в фотографии и что мы понимаем под этим термином? На эти вопросы я и задаюсь рассуждениями в данном материале.
Приветствую вас, друзья! Эти строки пишет человек, чье сердце принадлежит фотографии целиком и полностью. Настолько, что как фотолюбитель:
- Он делал фотокниги и выставки
- Его снимки хранятся в музее МАММ
- Учился фотографии в Японии
- Делал международные фото и кино проекты
Его сердце настолько принадлежит фотографии, что он был вынужден, как профессионал:
- Стать предпринимателем
- Научиться зарабатывать на фотографии
- Запилить фотопродакшен
- Учиться проходить через кучи «хейта» и «буллинга»
- Понять, что фото и киноиндустрия которую он знал сошла с ума.
- Он до сих пор верит в фотопленку и даже продает творческие семинары, интенсивы и фотопрогулки
Этот вступительный эпизод я написал не для того, чтобы кинуть перед вами понты, а для того, чтобы вы поняли, что дьявол он в деталях и контексте. А теперь к сути.
Быть фотолюбителем. Как это было в советское время.
Всё очень просто. Проведу аналогию с автолюбителем. У меня на полке стоит книга «В помощь Автолюбителю» 70х годов одной древней цивилизации под названием СССР. В этой книге человеку владеющему автомобилем давались практические советы о том, как решать те или иные проблемы связанные с эксплуатацией автомобиля. Так же у меня стоят на полке такие книги как «Рецептурный фотосправочник» и «Практические советы для фотолюбителя». Все они из того же самого периода и страны.
То есть у советского человека не возникало никаких вопросов по поводу деления на различные касты. Если ты становился владельцем камеры или машины — ты становился любителем этой техники. Тебе приходилось это ЛЮБИТЬ. В то время не романтизировали и не предлагали ОБРАЗ профессионала по управлению автомобилем. У меня так же есть книга «Вождение в сложных дорожных условиях» и на ней не стоит ярлыка для автолюбителя она предназначена или для профессионала. ЭТО ПРОСТО КНИГА со знаниями. Профессиональными водителями считались, например водители такси или грузовиков. Профессиональными фотографами считались: фоторепортеры, работники фотоателье и так далее.
Почему быть фотолюбителем вдруг стало не круто в наше время?
Ты до сих пор носишь объектив с блендой одетой наоборот? Ну ты и любитель! Только любители снимают со вспышкой в лоб! Не будь как любитель, используй RAW съемку вместо JPG!
В век развития интернета мы получили начитанных экспертов, которые обладая набором теоретических знаний не обладали практическими навыками их применения, но тем не менее, считали своим долгом порицать менее начитанных коллег.
В какой-то момент образ дилетанта с камерой стал созвучен с фотолюбителем, а никому не хочется быть дилетантом (чайником, лохом). В то же время начитанные фотолюбители продолжали смотреть на ПРО и примерять на себя их образ.
Романтизация профессиональных фотографов произошла с приходом большого количества товара, так как этот товар стало необходимо продавать. Зачастую этим занимались менеджеры ничего не понимающие в фотографии и фоторепортеры, которые ужа давно потеряли всяческую любовь к фотографии и забыли, что значит быть фотолюбителем в его истинном смысле.
Фотолюбительство нашего времени.
Когда камеры перестали быть модными, то во главу угла пришли смартфоны. Слово фотолюбитель окончательно умерло, профессиональным фотографом тоже стало быть не круто. Даже просто фотографом стало быть не круто. На смену фотографу пришел контент криейтер (от английского create — создавать и content — содержание). Контент криейтер сожрал и операторов и писателей и даже художников. Все стали пилить контент. Но мы не будем улетать дальше фотографии.
Вокруг создателей фотографий и видео на смартфон выросла своя индустрия суть которой заключалась в создании многочисленных аксессуаров для облегчения съемки. Но только у людей снимающих на смартфон нет особых иллюзий на свой счет и статус.
Появление «фотопозеров»
Фотография хобби техническое. Но из-за товарного изобилия и его потребления суть увлечения фотографией превратилась в собирательство гаджетов. Техника взяла на себя технический процесс создания фотографии, а учиться искусству фотографии считалось уделом странных художников.
И уже не важно съемка это на смартфон или фотоаппарат. Демонстрируя замечательные резкие и технически грамотно созданные фотографии фотолюбителя нашего времени интересует лишь простая потребительская ее часть.
Я лично ничего против этого не имею. Нормально тратить заработанные деньги на более хорошую камеру, объектив, грипручку или рюкзак. Нормально хотеть технического роста. Нормально примерять на себя образ фотографа или создателя контента готового ко всем видам фотографий и видео.Собирая железо мы хотим таким образом разнообразить свой досуг при помощи увлечения или игры.
Сейчас вам никто не мешает стать профессиональным пилотом гоночного болида, шеф поваром, крутым тактическим бро с винтовкой как в кино. И так далее. Но есть отличие. Это всего лишь образ.
Как костюм гонщика не делает вас гонщиком, так и камера не делает вас фотографом. Есть еще опыт ремесла. И беда в том, что-то самое ремесло это удел тех, кто действительно его любит. Раньше их еще называли опытными фотографами или специалистами.
Но почему непосредственно сама фотография в виде ремесла перестала быть интересной?
А все просто. Раньше, чтобы получить результат надо было постараться и соблюсти процесс. Сейчас результат стал легкодоступен и мы получили массу свободного времени которое не тратим на ремесло, но тумблер увлечения никто не переключал. Его не переключали на творчество, потому что творчество это удел тех, кто обладает достаточностью смелостью высказать свое мнение. Таких людей меньше, чем скучных логиков, и продавать они себя не умеют. Поэтому их не слышно.
А разве технический прогресс это плохо?
В книгах советского времени техническая часть помогала получить результат в виде фотографий, потому что технический процесс был более сложный. И потому что не было такого широкого доступа к сервисам по проявке и печати. С появлением салонов по фотографии искусство той же проявки и печати снимков ушло в прошлое. Затем на смену пленке пришла цифра. На смену «цифре» пришла компьютерная фотография в смартфонах. Сейчас нам активно навязывают Искусственный Интеллект.
Технологии не стоят на месте и развиваются в след за трендами, которые задаем мы люди. А то, что мы задаем продиктовано лишь одним словом «лень».
Куда привела нас лень?
Скажи мне куда приведет свобода от ремесла и простота получения результата 10 лет назад я бы ответил, что она приведет к тому, что у нас будет больше свободного времени заниматься непосредственно самой фотографией.
Если вы зададите этот вопрос мне сейчас, то я отвечу, что это привело к желанию найти свою аутентичность в этом океане одинаковости и лайфхакам вместо глубоких знаний. В эпоху клипового мышления и отсутствия фокуса внимания это все привело к изощренному виду деятельности.
Я можно сказать, что получил классическое академическое фотообразование. Но если начну говорить с современным фотолюбителем на академическом языке и пытаться объяснить ему базу, то он посчитает меня в лучшем случае скучным старпером.
Блестать глубокими знаниями перестало быть так же круто, как и быть профессионалом. Но образ профессионала по-прежнему активно используется ибо единственный логичный у фотолюбителя шаг после того, как его кит мечты будет собран это попытаться зарабатывать фотографией деньги.
На самом деле все хорошо
Фотолюбитель в глубине души любит фотографию, но слушает не те голоса. Как и индустрия в целом. Мы ищем себя. От сюда я вижу микрофоны с LCD дисплеем, чтобы выводить на них изображения, от сюда я вижу спрос на ретро устройства с современными возможностями. От сюда я вижу спрос на лайфхаки и простые знания. От сюда же и тренд на аналоговую фотографию.
Запутались? Я тоже. Как и вы я ищу способ осознать весь этот бардак и научиться жить в постоянно изменяющийся системе координат. Нельзя просто закрыться от этого и сказать, что это бред. Надо понять, принять, переварить и попытаться полюбить фотографию в исконном ее проявлении.
Именно поэтому и родился сайт fotonaplenku.ru чтобы вернуться к корням, к прогулкам на улице и основам. Как форма терапии. Там я рассказываю простым языком без академических знаний об фотографии и устраиваю мастер классы.
Просто любите фотографию
Забудьте все то, что я писал и запомните следующее: быть фотолюбителем в наше время значит найти свою собственную аутентичность. Если вам нравится покупать все самое лучшее и последнее — покупайте. Если вам нравится фотопленка, мыльницы или возиться с мокрым коллодием — занимайтесь. Если вы хотите исследовать грани искусственного интеллекта — исследуйте. Делитесь этими знаниями с другими людьми, даже из уст в уста, главное, чтобы было не скучно. Какое время такие и решения. Мне и самому приходится каждый раз переосмысливать не только свой опыт, но и технические решения. Людей уже не волнует качество, боке и резкость. Человеку нужен человек, а фотография помогает в этом. На том и остановимся.